«Культурно-просветительский туризм» — проект общества «Знание»

«По высокому берегу Дона от станицы Голубинской»

Пеший двухдневный маршрут. Протяженность: 31 км.

Станица Голубинская – правый берег реки Дон – мост через реку Дон (2.5 км от г. Калач-на-Дону)

http://normal-design.ru/wp-content/uploads/2017/06/9Y5nFxZdWOY-300x300.jpg Трек маршрута на сайте Nakarte.tk


КАК ДОБРАТЬСЯ

Маршрут проходит по Волгоградской области, в Калачевском районе, между трассой до ст. Голубинская и р. Дон, периодически то спускаясь к реке, то наоборот поднимаясь к трассе.

Ближайшие города: Волгоград (~80 км).

Станица Голубинская расположена в 30 км от федеральной трассы Е-40 и 36 км от Калача-на-Дону. Конечная точка маршрута расположена рядом с мостом через реку Дон, в 2,5 км от г. Калач на Дону.

Добраться на маршрут можно несколькими способами:

  1. Из Волгограда Можно доехать до Калача-на-Дону на маршрутке (ходят каждый час), а затем пересесть на автобус до ст.Голубинской. Однако автобусы ходят не так часто — примерно 2 раза в сутки.
  2. Более удобным вариантом заброски на маршрут будет заказ транспорта, который отвезет на место старта, и в назначенное время заберет на месте окончания маршрута.
  3. Если людей не очень много, то можно доехать на машине (или на автобусе Волгоград-Ростов) до поворота с трассы Е-40 на ст.Голубинскую, оставить в придорожном кафе машину (очень приветливые люди там работают), и автостопом добраться до ст. Голубинской. Движение на трассе не активное, зато практически каждый первый останавливается. В конце маршрута водителю нужно будет пройти 1,5 км по дороге до машины.

Весь маршрут проходит в непосредственной близости от дороги. Это дает возможность в любой момент свернуть маршрут. Самая дальняя точка маршрута расположена на расстоянии примерно 2,2 км от дороги.

Актуальное расписание движения общественного транспорта можно найти на сайте Яндекс.


КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ СПРАВКА

Река Дон — основная крупная река, протекающая в Европейской части России. Является четвертой по количеству пропускаемой воды после Волги, Днепра и Дуная.

Река Дон берет свое начало в местечке Новомосковск что в Тульской области, с небольшого ручейка Урванки. Неподалеку от места источника установлен символический памятник начала реки. Начинаясь маленьким ручейком, река разливается довольно большим руслом и протекает по внушительной части юга России и впадает в Азовское море.

Основными притоками Дона являются: Северный Донец, длина которого 1016 км; Хопер, длина — 1008 км; Медведица, длина — 764 км. А вообще притоков различных по размерам и длине насчитывается порядка 5 тыс.

Примечательным для реки является тот факт, что на реке находится южная столица нашей родины, город Ростов-на-Дону. Река на в большей части своей длины судоходная, по реке ходят грузовые баржи. Река Дон так же является важным транспортным путем для всего Южного Региона. Река постоянно поддерживается в пригодном для судоходства состоянии, а именно дно регулярно очищается.

Для реки Дон характерно асимметричное строение русла. Что это значит, у реки практически на протяжении всей длины Правый берег крутой и отвесный, а левый наоборот пологий и низменный.

Во все времена и периоды река Дон характеризовалась как нечто большее чем просто река, об этом говорят такие эпитеты как «Тихий Дон», «Дон Батюшка», «наш тихий Дон-батюшка» и др. Большую роль в известности реки создало произведение Михаила Шолохова «Тихий Дон», в котором повествуется о казачьей жизни на Дону.

Все прибрежные территории реки отличаются особой красотой живописных пейзажей. Красочные луга, с ярким переливом запахов цветов, на фоне гордой и великой реки Дон, создают особую непередаваемую атмосферу, испытать которую можно только здесь, находясь на берегу или поднявшись на возвышенность у реки Дон. В Дону обитает 67 видов рыб.

http://normal-design.ru/wp-content/uploads/2017/06/9Y5nFxZdWOY-300x300.jpgСтатья о реке Дон


Голубинская — старинная станица, расположена на правом («Крымском») берегу Дона, в 40 километрах к северу от Калача-на-Дону.

Основана не позднее 1593 года как казачий городок Голубой. В документах XVI-XVII веков неоднократно упоминается «Казачий городок Голубой» или «Городки Голубые». В период XIV-XVII веков казачий город мог включать в себя одну или несколько станиц. В данном случае, в пределах городка Голубого располагалась одна станица Голубинская.

В ходе освободительного восстания Кондратия Булавина, 9 апреля 1708 г., близ станицы Голубинской состоялся бой между отрядом походного атамана Булавина и вышедшим из Черкасска «Главным войском», во главе с войсковым атаманом Лукьяном Максимовым. В итоге сражения, «войско усмирителей было опрокинуто и отступило. Булавин овладел станом его и всеми пушками». Уроженцем станицы Голубинской был И. Ф. Некрасов (ок. 1660 — 1737), сподвижник и преемник Булавина.

http://normal-design.ru/wp-content/uploads/2017/06/9Y5nFxZdWOY-300x300.jpgСтатья о станице Голубинской на Википедии


Останец — в геологии: изолированный массив горной породы, который остался после разрушения более неустойчивой породы какими-либо экзогенными факторами — выветриванием, эрозией, воздействием воды и т.д.

Различают:

  • останцы денудационные — из пород, более стойких против выветривания и денудации;
  • останцы-свидетели, или столовые горы — сохранившиеся участки бывшего плато;
  • останцы обтекания — образовавшиеся при прорыве рекой шейки врезанной излучины и отчленении выступа коренного берега.

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Маршрут проходит в степной зоне, на правом берегу р. Дон. Рельеф местности холмисто-равнинный. Обращённые к Дону склоны изрезаны балками и оврагами.

Маршрут простой, перепад высот около 140м. Максимальная высота набора 170 метров над уровнем моря, минимальная 30м.

На маршруте можно встретить овец, коз, лошадей и другую живность.

 

 

Как раз примерно посередине нитка маршрута подходит к реке Дон. Грамотное распределение уходов и подходов к воде дает возможность постоянно пополнять запас питьевой воды, а также охладиться в знойный летний день. Из-за подъемов воды в Дону в некоторых местах береговая линия бывает очень узкой или отсутствует совсем.

 

Прохождение данного маршрута предполагает ночевку.

Сам по себе маршрут довольно таки универсален. Здесь присутствуют и степи, и балки, и небольшая пойменная часть реки Дон. Большую привлекательность маршруту придают родники, присутствие которых очень актуально для южных регионов в летнее время. Также привлекательность маршруту придает сама река Дон, и по своей красоте, и по возможности разнообразной рыбалки.

На маршруте имеются красивые природные объекты: меловой останец, контрфорс (нос), сухой каньон, небольшое искусственное озеро, живописные балки с видом на реку Дон, сама река Дон, меловые горы, бескрайние степи, родники. Также маршрут богат памятниками культурного и исторического наследия: памятник героям первой танковой армии, могила неизвестного солдата, памятник воинам ВОВ, памятник — братская могила советским летчикам.

Весь маршрут проходит вдоль реки Дон, что позволяет всегда быть обеспеченными водой. Также на пути встречаются 3 родника, где можно пополнить запас воды. Первый родник расположен в небольшом поселении местных чабанов. Второй также у чабанов, но находится в некотором отдалении от маршрута (около 700м). В случае необходимости можно немного отклониться от маршрута для пополнения запаса воды или сбегать туда радиально. Третий родник в конце маршрута, у трассы Е‑40, напротив памятника — братской могилы советским летчикам.


ЛЕГЕНДА И ФОТОГРАФИИ МАРШРУТА

 

 

Маркировка начинается с дамбы через балку на окраине ст. Голубинской.

Сначала маршрут идет по автомобильной дороге. Пройдя дамбу, вместе с дорогой поворачиваем влево.

DSC_0077

Пройдя 200 метров от дамбы, уходим с дороги и проходим рядом с цистернами. Метров через 150 вновь возвращаемся на дорогу.

DSC_0095

На развилке выбираем дорогу, которая уходит чуть вверх. Далее идем по дороге, обходя изрезанный балками берег Дона.

DSC_0107

Примерно через 1,5 км дорога по меловому склону спускается к реке. Здесь отличное место для привала и обеда.

DSC_0113

Далее наша тропа уходит на юго-запад, вверх по склону, перпендикулярно реке, и проходит метрах в 100 от края балки справа по ходу движения.

DSC_0142

Пройдя около километра, вновь подсекаем дорогу. Двигаемся по ней еще около километра. Дорога сначала продолжает движение на юго-запад, затем сворачивает на северо-запад, затем вновь возвращается на юго-запад.

DSC_0156

Метров через 150, после возвращения дороги в изначальное направление, замечаем справа верхушку балки, вплотную прилегающую к дороге. Сразу за балкой поворачиваем влево, подходим к краю и выходим на «нос». Отсюда открывается отличный вид на каньон внизу, реку Дон и живописную балку, прорезывающую склон.

DSC_0166

Налюбовавшись красотами, возвращаемся на дорогу и продолжаем движение на юго-запад. Движемся по дороге около 1,3 км. Она плавно меняет свое направление с юго-западного на северо-западное.

Когда посадка справа под углом 140о меняет свое направление, влево сворачиваем на тропу, которая приводит нас к величественному останцу. Все также по тропе спускаемся к подножью останца.

C:\Users\13\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\DSC_0177.jpg

Немного отдохнув, продолжаем движение, но уже без тропы. Двигаемся по азимуту 160о 200 метров, спускаемся на дно балки.

DSC_0187

Пересекаем балку и вновь поднимаемся, но уже на противоположной стороне балки. Направление подъема 330о. До верха поднимаемся около 300м.

DSC_0640

Далее с тем же азимутом идем по степи еще около 800м.

Подходим к посадке, вдоль которой идет дорога. По дороге идем на юг около 400м, затем она сворачивает на запад. Пройдя метров 900, на развилке сворачиваем по дороге на юг, обходя верховья балки.

Затем дорога уходит чуть восточней, и еще метров через 900 приводит нас к поселению чабанов, где рядом с небольшим озером есть родник.

DSC_0206

Пополнив запасы воды азимутаем 220о 250м к верхушке другой балки, где вновь подсекаем дорогу.

Идем по дороге, и через 1,7км она выводит нас к берегу реки.

DSC_0241

Здесь проходим домик рыбаков, и направляемся на юго-запад вдоль уреза воды.

DSC_0264

Через 1 км доходим до соседней балочки, где есть отличные места для ночевки, и ставим лагерь.

DSC_0289

Накупавшись с утра в Дону, продолжаем маршрут. Выходим пораньше, пока не очень жарко. Обходим затопленную часть балки, поднимаемся на возвышенность. В следующей балке, которая находится метрах в 100 от первой, также обходим затопленную часть балки чуть выше. Когда воды в Дону меньше, этот участок можно пройти вдоль уреза воды, без набора высоты и обходов.

Пройдя балки, поднимаемся вверх и выходим на старую заросшую дорогу. Идем по ней около 3,5км. Дорога постепенно становится лучше. Она петляет: 1,7км азимут 230о, 500м азимут 270о, 300м азимут 200о, 350м азимут 270о, 450м азимут 190о.

Здесь с более накатанной дороги, за посадкой, сворачиваем вправо на менее накатанную, под углом 90о. (Если продолжить движение по накатанной дороге, то через 700м выйдем к поселению чабанов, где есть родник). Через 250м вновь выходим на хорошую дорогу. Идем по ней, и через 1,8км выходим к танку-памятнику.

DSC_0317

Почтив память воинам 1-й танковой, двигаемся дальше. Обходим верховье балки, вновь подсекаем заросшую дорогу, которая выводит нас на восточную сторону посадки.

Двигаемся вдоль посадок 3,3км, пока балки не подступают вплотную к асфальту, заставив нас тоже выйти на него.

Пройдя по асфальту 1км, сворачиваем влево на грунтовую дорогу, которая через 900м выводит нас к памятнику воинам ВОВ.

DSC_0325

У памятника дорога заканчивается, и мы по травам спускаемся вниз к реке.

DSC_0334

Далее планировалось идти вдоль уреза воды, но из-за высокой воды в Дону, приходится идти метрах в 50 выше уреза, по разнотравью.

Пройдя 1км вдоль уреза воды, и пересекя 3 балки, поднимаемся вверх по склону: азимут 200о, расстояние 150м.

Поднявшись, двигаемся на запад по возвышенности между двух балок.

Метров через 400 подсекаем дорогу. Идем по дороге, обходя верхушки балок и очерчивая контур леса порядка 1,5км, пока она не заканчивается.

Продолжаем движение вниз, к подножью балки и реке. Метров через 150 подходим к памятнику – могила неизвестного солдата.

DSC_0349

Продолжаем спуск, идя по верховью обрывистого берега. Через 300 метров подходим к берегу реки Дон в низовье очередной балки.

C:\Users\13\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\DSC_0350.jpg

Отсюда вверх, по направлению к мосту, уходит дорога. Идем по ней 200м.

Когда дорога резко поворачивает вправо, продолжаем движение прямо, как шли, держа направление на столбики впереди. Через 250м падаем в балку.

Поднимаемся из балки 100м, и подсекаем дорогу. Движемся по дороге 1,3км.

DSC_0354

Когда через заданное расстояние дорога поворачивает вправо, берем азимут 170о, и идем 200м, обходя небольшую трещину. Выйдя на дорогу, проходим 50м до родника.

DSC_0356

Конец маршрута.

 

Контакты

Российское общество «Знание»

www.znanierussia.ru info@znanierussia.ru +7 495 691-12-38

Или напишите нам ваши вопросы