«Культурно-просветительский туризм» — проект общества «Знание»

«Стяжное»

Пеший или велосипедный однодневный маршрут. Протяженность: 18 км.

ст. «Стяжное» – лесничество р. Березовка — стоянка группы партизанского отряда им. Д.Е. Кравцова – р. Березовка — объездная – памятник – р. Свень – дом лесника – м/н «Дружба» — остановка «Дизельный завод» – Брянск

http://normal-design.ru/wp-content/uploads/2017/06/9Y5nFxZdWOY-300x300.jpgТрек маршрута на сайте Nakarte.tk


КАК ДОБРАТЬСЯ

Маршрут пролегает в Брянском районе Брянской области.

Ближайшие города: Брянск (15 км).

До платформы «Стяжное» можно добраться на электричке «Жуковка – Суземка» от станции Брянск-Льговский. Время в пути ~ 16 мин.

До остановки «Дизельный завод» можно добраться на маршрутном такси №34, 46 или городским автобусом №2 «Фосфоритный завод» – «Дизельный завод».

Актуальное расписание движения общественного транспорта можно найти на сайте Яндекс.


КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ СПРАВКА

m308ce6d

Дмитрий Ефимович Кравцов родился 1904 г в селе Нижнем Стародубского района. Рано остался круглым сиротой. Пока был маленьким, его воспитывала старшая сестра Евдокия, а подрос, стал сам браться за дело, не боялся никакой работы. За трудолюбие и скромность, за отзывчивое сердце глубоко уважали Дмитрия односельчане, отсюда, из Нижнего в 1923 году ушел Дмитрий Кравцов в Красную Армию, оставив о себе хорошую память в селе. Служил Дмитрий Ефимович в Минске. Исполнительный, дисциплинированный, он завоевал признание сослуживцев и считался лучшим кавалеристом.

Демобилизовавшись из армии, Кравцов в 1930 году приехал в Брянск и поступил на завод имени Урицкого. Работал кочегаром, слесарем. В коллективе скоро заметили, как серьезно и вдумчиво относится к делу бывший военный, как быстро постигает производство, с каким вниманием и любовью относится к людям. Коммунисты по достоинству оценили эти качества Кравцова и избрали его секретарем цеховой партийной организации. На этом посту проявились незаурядные способности Дмитрия Ефимовича, умение работать с людьми. Авторитет Кравцова быстро рос. Вскоре его избрали секретарем заводской партийной организации, а в 1941 г вторым секретарем Брянского городского комитета партизан, и вот война…

Дмитрий Ефимович сразу же отправился в горком, тут же состоялось экстренное заседание бюро горкома, на котором на каждого из членов бюро были возложены новые обязанности, продиктованные войной. Вскоре первого секретаря горкома Михаила Федоровича Матвеева призвали в армию на политическую работу. Вся тяжесть забот легла на плечи Кравцова. Горком работал круглосуточно. Он организовал борьбу с вражескими парашютистами, создавал истребительные батальоны, а после 3 июля начал нормировать партизанские, отряды и подпольные группы. В июле горком партии принял решение о создании Брянского городского партизанского отряда. Командир отряда был утвержден Кравцов. На этом посту у него еще больше проявились такие качества как необычайная работоспособность, несгибаемая воля, непоколебимая идейная убежденность, большая смелость и трезвый расчет. С небывалой энергией Дмитрий Ефимович взялся за создание партизанского отряда. Днем он вместе с помощником секретаря горкома Анатолием Михайловичем Шекиным колесил, по лесу, определял место будущих партизанских лагерей и производственных баз, а ночью беседовал с будущими партизанами, с агентурными разведчиками, отбирал самых стойких и надежных, договаривался о явочных квартирах.

«В тылу врага — говорил он, — Вас ожидают жестокие испытания, голод, холод и смерть. Кто готов к этому, тот может остаться в отряде». После разговора с людьми расстилал на столе топографические карты и изучал массивы Брянских лесов. Отложив карты, брался за учебник немецкого языка. Кравцов организовал эвакуацию предприятий и городского населения в глубокий тыл, строительство оборонительных сооружений выступал па митингах и собраниях, ободрял и вдохновлял товарищей.

Одна из операций партизанского отряда намечалась в ночь с 13 на 14 декабря 1941г. Предстояло взорвать железнодорожный мост между станцией Снежетьская и Белобережская. На выполнение этого задания отправилась группа партизан во главе с самим командиром отряда. Минеры пошли к мосту, пулеметчики расположились у железной дороги, чтобы прикрывать их. Кравцов со связными стоял на просеке у столба за несколько десятков метров от железной дороги, управлял действием группы.

Была тихая лунная ночь (морозная). Как ни скрытно действовали партизаны, немецкие патрули, охранявшие ж/д, видно услышали шорох и открыли огонь в сторону леса. Кравцов медленно опустился на снег и лег, явно прячась от выстрелов. Когда связные подползли к нему, он уже был мертв. Вражеская пуля угодила в грудь. Горячая кровь сочилась из раны, обагряя гимнастерку. Гибель любимого командира потрясла партизан. Многие плакали и не стеснялись слез. Н е верилось, что нет больше в живых Кравцова — прекрасного организатора, кристально чистого коммуниста, человека большой души.

На могиле своего командира партизаны поклялись мстить ненавистному врагу до последней капли крови, сражаться за освобождение родной земли. Они решили имя Дмитрия Ефимовича Кравцова присвоить своему отряду. С этим именем брянские партизаны прошли героический путь. После войны благодарные брянцы перенесли прах Кравцова из леса на городское кладбище и поставили ему памятник. Именем Кравцова назвали сквер в Советском районе г. Брянска и улица в Фокинском районе.


ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Однодневный пеший или велосипедный маршрут.

Маршрут очень простой для прохождения не только по своей протяженности, но и по рельефу местности. Большая часть маршрута проходит по сосново-еловому лесу Брянщины.

На маршруте встречаются заболоченные места, 2 речки (Свень, Березовка). Реку Березовка пресекаем 2 раза, через реки есть деревянные мостики.

Маршрут универсален тем, что здесь присутствуют и лесная зона, 2 реки, один населенный пункт, есть карта «Стяжное» по спортивному ориентированию (находится на другой стороне от платформы «Стяжное») и спортивная карта «Дизельный завод». На маршруте находятся памятные исторические места: стоянка группы партизанского отряда им. Д.Е. Кравцова, памятник «Вечная память героям партизанам».

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Стяжное 24.06.17\15.JPG

 

Данный маршрут является идеальным вариантом, как для ознакомительных краеведческих экскурсий, так и для детских походов начального уровня без ночевки, или с одной ночевкой. Опытные туристы и спортсмены могут использовать его в качестве тренировочной площадки для скоростного прохождения или в качестве бегового маршрута по пересеченной местности.

Нитка маршрута проходит от платформы Стяжное, до р. Берзовка, далее до стоянки группы партизанского отряда им. Д.Е. Кравцова. Затем обратно возвращается до реки Березовка и идет до объездной дороги, мимо памятника «Вечная память героям партизанам», через р. Свень до домика лесника, далее до м/н «Дружба». Финальная точка маршрута — остановка «Дизельный завод».

Маршрут можно начинать как с платформы «Стяжное», так и с остановки «Дизельный завод».

Познавательное и воспитательное значение похода.

Участники похода смогут на протяжении всего маршрута поучиться ориентироваться как по топографической карте, так и по спортивной. Можно устроить мини-соревнования. В познавательном плане участники маршрута узнают очень много краеведческой информации.


ЛЕГЕНДА И ФОТОГРАФИИ МАРШРУТА

Вариант легенды – начало маркированного маршрута с платформы «Стяжное» поселка Стяжное. Так как в Стяжное можно уехать на поезде только согласно расписанию (и там начать маршрут), а с «Дизельного завода» можно выехать в город в любое время (все-таки проще начать вовремя, чем подгонять прохождение и окончание маршрута под расписание поездов).

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Стяжное 24.06.17\IMG_2072.JPG

1. С железнодорожной станции «Стяжное» (на самом деле, это просто остановочная платформа – само здание закрыто-заколочено и давно не эксплуатируется как станция) двигаемся 500 метров по улице Киевская в восточном направлении (походу, это единственная дорога в поселке) до лесничества. Отсюда и начинается наш маршрут.

2. От лесничества двигаемся по грунтовой дороге (справа – остатки частного сектора, слева – лес). Есть несколько незначительных ответвлений в право-лево, но двигаться нужно просто прямо (хотя, маркировка нанесена таким образом, что «не позволяет» свернуть). Двигаемся по тропинке, ведущей по сосново-еловому лесу. Через 500 м пересекаем ЛЭП. Еще через 2200 метров – развилка. Налево – грунтовка, по которой можно «срезать» маршрут (если не заходить на стоянку группы отряда Кравцова), но к месту стоянки движение продолжаем – прямо. Здесь параллельно (на расстоянии 10-20 метров друг от друга) идут две дороги: левая – наезженная, но песок рыхлый очень; и правая – обычная грунтовка, передвигаться по которой как пешком, так и на велосипеде значительно приятнее – продолжаем движение по ней. Справа — слева заросли земляники  и черники (в сезон ягода есть).

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Стяжное 24.06.17\IMG_2136.JPG

Через 1 километр – незначительная развилка – двигаемся прямо. Дорога начинает чуть-чуть зарастать, но все-еще пригодна для передвижения. Через 400 метров выходим к «коварной» ключевой развилке. Развилка Т-образная: направо к памятнику, налево к Дизельному заводу. Учитывая, что от памятника обратно нам опять придется вернуться к этой развилке (плюс учесть вариант обратного варианта прохождения маршрута) т.е. маркировка уходит во все три стороны, установили табличку-указатель «Стяжное, Памятник, Дизельный».

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Стяжное 24.06.17\IMG_2196.JPG

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Стяжное 24.06.17\стоянка группы отряда Кравцова.JPG

3. От развилки по указателю на «Памятник» двигаемся направо (восточное направление), пересекаем деревянный мост через речку Березовка, проходим 500 метров до очередной развилки. Основная дорога идет прямо (выходит потом на трассу М-3 «Москва — Киев»). Направо (под углом почти 90 градусов) уходит менее значимая дорога, идем по ней, она петлят. На развилке, для упрощения ориентирования (есть тут сложности с маркировкой) мы установили указатель «Памятник» направо. До памятника около 2-х километров.

4. Около памятника – оборудовано хорошее место для отдыха-перекуса. Оборудованы стол и лавки (человек на 20). Судя по следам «жизнедеятельности» — туристы тут даже ночуют. Обратно двигаемся 2 км, по уже пройденному маршруту, до развилки (сворачиваем налево). А затем еще 500 м до ключевой «коварной» развилки (пересекаем р. Березовка). На развилке уходим правее – по указателю «на Дизельный завод».

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Стяжное 24.06.17\14.JPG C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Стяжное 24.06.17\IMG_2208.JPG 5. Двигаемся 1,5 километра по лесной дороге. Ответвления незначительные встречаются, но маркировка не позволяет свернуть. Выходим на грунтовую дорогу (примыкает слева) – это та дорога, про которую говорилось в пункте 2 (можно «срезать» маршрут). Двигаемся направо.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Стяжное 24.06.17\13.JPG

6. По дороге двигаемся прямо до трассы Р-120 (объездная города Брянска) 2 км 200 метров (не доходя до трассы метров 200, очередной раз переходим мостик через речку Березовка). Пересекаем трассу. Слева – место для отдыха. Двигаемся прямо по грунтовой дороге. Через 2.5 км — перпендикулярно дороге пересекаем бывшую железную дорогу, ведущую на станцию Снежетьская. Двигаемся дальше. Через 0.5 км – выходим к памятнику «Вечная память героям партизанам», еще через 0.5 км пересекаем мост через реку Свень. Далее двигаемся по грунтовой дороге 600 метров до пересечения с широкой просекой, а через 200 метров — пересекаем еще 2 широкие просеки. А через 250 метров выходим к м\н «Дружба» — начинается городской асфальт, далее проходим сам «Дизельный завод».

7. Двигаясь вдоль дороги, через 600 метров, выходим к конечной точке нашего маршрута – остановке «Дизельный завод».

Контакты

Российское общество «Знание»

www.znanierussia.ru info@znanierussia.ru +7 495 691-12-38

Или напишите нам ваши вопросы